Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.

2 4
Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.

Часть1. Кошмарная.

Многие молодые голландцы уверены, что велосипеды на улицах их городов существовали всегда. Действительно, в начале XX века в Нидерландах велосипед был очень распространенным и, более того, считался весьма респектабельным видом транспорта.

Однако с ростом экономики после Второй мировой войны все больше и больше людей смогли себе позволить частные автомобили, и велосипеды в 50-60-х годах прошлого века оказались под угрозой полного исчезновения.

Целые кварталы в Амстердаме были уничтожены, чтобы освободить место для движения машин. Общество понемногу пришло к выводу, что велосипед — анахронизм и должен со временем исчезнуть.

Но если вы бывали в Амстердаме и гуляли тихими нетуристическими переулками старого города, то, наверное, обратили внимание, что огромную часть времени голландцы проводят в общественном пространстве. На крылечках иорданских домов и сейчас сидят молодые мамы, дети играют на проезжей части, бегают через дорогу к соседям, старушки вытаскивают соломенные кресла и, попивая кофе, а то и вино, наблюдают проходящую мимо новую жизнь. Улица в Нидерландах — практически часть дома, такая же защищенная, только немногим более публичная. Представьте теперь несущиеся по этим «домашним» переулкам автомобили и количество аварий, в которые попадали привыкшие считать свою улицу безопасной жители. В 1971 году в авариях погибли более 3300 человек, из которых более четырехсот — дети.

Эти цифры потрясли жителей страны. Одно за другим стали возникать разнообразные общественные движения и инициативные группы, самая известная из которых Stop de Kindermoord — Остановить убийства детей. Ее первый президент впоследствии даже стала депутатом Европарламента.

Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.
Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.

Часть 2.

70-е годы — отличное время для протеста. По всей Европе — демонстрации феминисток и тусовки хиппи, забастовки докеров и работниц сексуальной нивы, акции в поддержку Израиля и пикеты за создание женских общественных туалетов на улицах Амстердама. Гражданское неповиновение находится в точке наивысшего подъема. Stop de Kindermoord (Stop the ChildMurder) — движение, выступающее против автомобилей в городе — проводит велосипедные демонстрации, перекрывают улицы, устраивают разнообразные акции — от уличных вечеринок до чаепитий для жителей квартала. Столы устанавливают прямо на проезжей части, как собственно и делалось в доавтомобильную эру. Самое удивительное, что полиция была исключительно на стороне протестующих.

Представители Stop de Kindermoord на велосипедах, прихватив для антуражу, бодрости духа и законченности картинки шарманку, едут к дому премьер-министра петь песни, а голландцы дело это сильно любят, и требовать безопасных улиц для детей. Несмотря на то, что дальше холла делегация не пыталась прорваться, премьер вышел и выслушал их. Организация стала получать субсидирование от правительства. У нее появился свой офис и возможность участвовать в обсуждении городского планирования. Именно с их подачи, кстати, в городе и появились «лежачие полицейские», которые уже вышли из моды, но еще встречаются в небольших городах.

Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.
Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.
Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.

Часть 3.

Вскоре в Нидерландах появилось еще одно мощное движение — Союз велосипедистов. Его участники не только организовывали велопробеги вдоль опасных участков дорог и составляли кадастр проблем, с которыми сталкиваются велосипедисты, устраивали массовые демонстрации, но и занимались партизанингом — ночью рисовали велодорожки на автомобильных дорогах.


«Мы понимали, что можем быть арестованными полицией. Но в таком случае информация немедленно попала бы в прессу, и муниципальные политики вынуждены были бы прислушаться к нам», — говорит Tom Godefrooij, активист Союза велосипедистов.

Кроме гражданских движений в защиту велосипеда, сработали, конечно, и другие немаловажные факторы. Во-первых, велосипед был традиционно-респектабелен в восприятии жителей страны, поэтому отказ от автомобиля в пользу двухколесного транспорта не ассоциировался с маргинализацией, как происходит во многих других странах.

Во-вторых, в памяти людей еще живы были воспоминания о чистом воздухе, не загрязненном автомобильными выхлопами. Когда по инициативе правительства некоторые воскресенья стали свободными от автомобилей, дети снова смогли играть на улицах, люди легко вспомнили о том, как они жили до гегемонии автотранспорта.

И, наконец, в 1973 году Саудовская Аравия вместе с другими арабскими странами-экспортерами нефти ввела эмбарго для стран, поддержавших Израиль в Войне Судного дня. В число этих стран вошли и Нидерланды. В телевизионном обращении к голландским гражданам премьер страны призвал всех задуматься об экономии энергии и принять новый образ жизни. Победа велосипеда над автомобилем стала практически делом времени.

Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.
Автомобиль умер. Да здравствует велосипед.

Комментарии
Яндекс.Метрика
[ 0,07554 ] / [ 71 ] / [ 0,05191 ]